Сюжетная живопись

Название этого жанра изобразительного искусства говорит само за себя. Все произведения имеют сюжет, то есть герои изображены в действии и в конкретных обстоятельствах, обуславливающих определенные эмоции.
К самым ранним произведениям сюжетной живописи относятся картины на библейские и мифологические темы. Огромное количество сюжетов для них давали живописцам Ветхий и Новый Завет, мифы Древней Греции и других народов.

Жанровые картины

Позднее появились сюжетные или жанровые картины на бытовые темы. Героями их являются обычные люди, изображенные за повседневными делами или в конкретной ситуации. Расцвет этого стиля в сюжетной живописи приходится на 17 век.
Особенной популярностью сюжетная живопись пользовалась в Голландии. Страна в 17 веке начала новый этап своего развития. Основной религией стал протестантизм, и это позволило обществу освободиться от жестких ограничений в искусстве, навязываемых католицизмом. Начинается расцвет светской тематики в изобразительном искусстве. Голландские художники внесли огромный вклад в развитие жанровой живописи, натюрморта, пейзажа и портрета. Этот период называют золотым веком голландской живописи. Он оказал влияние на дальнейшее развитие европейского искусства.
Знатные и богатые люди стали приглашать художников, чтобы запечатлеть на картинах всех членов своей семьи. Так появились первые сюжетные портреты, на которых домочадцы изображались не в парадном одеянии и статичных монументальных позах, а за своими повседневными делами. Это придавало семейным портретам гораздо больше человечности и легкости, лишая жанр портрета излишнего пафоса.
Вскоре на авансцене появилось еще одно направление сюжетной живописи — батальные сцены. Как правило, в названии картины указывалось, что изображено на полотне. Одним из знаменитых примеров батального жанра является картина В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Подобные картины часто украшали стены дворцов, они придавали изысканным интерьерам особую весомость и солидность. Большим успехом в 17-18 вв. в Европе пользовались и сюжетные произведения на исторические темы.

Законы жанра

В сюжетной живописи может быть один, два или больше персонажей. На полотне они образуют композицию, продиктованную ситуацией (сюжетом). Вспомните «Сватовство майора» П.Федотова. Или более сложные и многоплановые произведения русских художников, например «Боярыня Морозова» работы В.Сурикова или написанные И.Репиным «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Крестный ход в Курской губернии».
Чаще всего в сюжетной картине проявляется конфликт, действие или ситуация, вызывающие разные эмоции изображенных на ней героев. Зритель понимает суть происходящего и сопереживает. Сюжетная живопись тем и прекрасна, что не оставляет зрителя равнодушным, вовлекает его в эмоциональную суть сюжета.
Сюжетная живопись оказала влияние на жанр портрета. Замысел художника, построенный на усилении сюжетного начала в портрете, по сути, превращает его в сюжетную живопись. Больше всего это коснулось групповых портретов, в которых модели становились героями жанровой, исторической или батальной сцены.
Такие же метаморфозы происходили и в портретной живописи с однофигурной композицией. Эти работы интересны тем, что раскрывают героя картины не в статичной позе, а в действии или особой окружающей обстановке, которая позволяет ярче проявиться личности портретируемого. Для примера назовем картины «Неутешное горе» (Н.И.Крамской) и «Вдовушка» (П.А.Федотов).
Сюжетные портреты замечательно передают внутреннее состояние героя. В качестве выразительных средств художники используют выразительность мимики, пластику тела и жесты, свидетельствующие об эмоциональном состоянии героя картины. В этом прелесть сюжетной составляющей подобных картин — они не оставляет зрителя безучастным, волнуют и будоражат воображение.

?
?
?
?
Цена -
?
грн





Имя:
Телефон:
Адрес:
* номер требуемой картины будет автоматически прикреплен к заказу